Давайте вернёмся к возможностям мозга, которые человек имеет в своём распоряжении на данном этапе своего эволюционного развития... Итак, впитав из внешней среды объём информации, необходимый для качественного изменения мозга, человек приобретает новое качество – сознание. Точнее будет сказать – начальную форму сознания. Причём, этот процесс первичного накопления информации должен завершиться до того, как мозг перестаёт расти.
Именно поэтому первые шесть-восемь лет жизни человека является критическими, в течение которых в мозге должны произойти определённые качественные изменения, необходимые для появления искры сознания у его носителя. Именно поэтому человек рождается, как потенциально разумное существо и становится оным, при впитывании необходимого объёма информации из окружающего внешнего мира в определённый отрезок времени.
«...Необходимого объёма информации...» – что же стоит за этими несколькими словами?! Чем отличается внешняя среда человека от внешней среды всех других живых организмов, живущих в той же самой экологической системе, что и человек? Особенно, если перенестись в доисторические времена, когда человеческая цивилизация только стала зарождаться.
Сядем в некую «машину времени» и перенесёмся на ней в то время, когда у наших «Адама» и «Евы» пробилась первая искра разума. Какие «яблоки» и с каких таких особых «деревьев» должны были «свалиться» на головы этих бедных «грешников», и какие «шишки» нужно было при этом «набить», чтобы в этих головах произошло «короткое замыкание», и они «вдруг» осознали себя?
Наличие большого объёма мозга?! И да, и в то же самое время, нет. Определённый объём мозга человека является необходимым, но не достаточным условием зарождения сознания. Существовали и существуют виды, у которых объём головного мозга не меньше, а порой и больше, чем у человека. Какое волшебство происходит в природе, в результате которого, необходимое условие для зарождения сознания становиться и достаточным?
Стадный образ жизни первобытного человека?! И опять, это лишь необходимое условие для зарождения сознания. И вновь в природе существует немало видов, ведущих стадный образ жизни, в том числе и виды, имеющие объёмы мозга, соизмеримые с человеческим (например, приматы, дельфины, слоны, киты).
Некоторая критическая численность особей, образующая стадо первобытных людей? При которой (численности) образуется такой уровень общего пси-поля данного стада (группы), при котором проявляется состояние надорганизма, необходимое для сохранения вида и развития нейронов мозга. И опять, это лишь необходимое условие для зарождения сознания.
А может быть, это появление и развитие сигнальной системы взаимодействия – речи между особями внутри стада?! И вновь перед нами необходимое условие зарождения сознания. Так как у очень многих как стадных, так и не стадных животных существуют свои сигнальные системы, в то время как сознание у них не зарождается.
Может быть, это прямохождение, при котором у человека высвобождается пара конечностей, и появляется возможность развития и использования их в новом качестве? Действительно важное свойство, без которого невозможно развитие цивилизации. «Труд сделал из обезьяны человека» – утверждал Ф. Энгельс. В чём-то он может быть и прав, но высокоорганизованный и разделённый труд в колониях пчёл, муравьёв и термитов, например, которые имеют три пары конечностей и используют одну, а порой и две пары этих конечностей в своей «трудовой деятельности», так и не привёл к зарождению у этих насекомых сознания. Хотя они «совершенствуются» в этом не менее двух миллиардов лет, и так ничего у них и не получилось.
Скорее всего, «лень» была и есть движущей силой прогресса. Кому-то надоело руками разгребать землю в поисках корешков и червячков, и он придумал инструменты для обработки земли. Кому-то надоело таскать тяжести на своём горбу, и он стал использовать вьючных животных, а потом придумал и колесо. И этот список можно продолжить до бесконечности... И вновь прямохождение и, как следствие, возможность качественно нового применения «высвободившейся» пары конечностей, являются только необходимым условием появления сознания.
Может быть, толчком послужило появление письменности, сделавшей возможным накопление информации от поколения к поколению? К зарождению которой можно отнести наскальную живопись, когда первобытные люди изображали различные сцены из их жизни, по которым и сейчас можно «прочитать» историю их жизни. Использование символов для описания происходящего, привело к бурному развитию древних цивилизаций славяно-ариев, Египта, Китая, Индии, цивилизаций американских индейцев и многих других, память о которых не сохранила история. Но появление письменности можно отнести только к следствию развития свободных конечностей у прямоходящих.
Так, какое из перечисленных выше необходимых условий является достаточным для зарождения сознания?! Какое из условий – определяющее: объём мозга, стадный образ жизни, критическая численность, сигнальная система или прямохождение? Проблема, как раз, и состоит в том, что ни одно из перечисленных условий, в отдельности, не являются достаточным для появления сознания.
Только вид, у которого они ПРОЯВЛЯЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО, приобретает при своём адаптировании к условиям окружающей среды, СОЗНАНИЕ! А если проанализировать, каким образом все эти необходимые условия могут проявиться у одного вида, станет ясно, что первопричиной всему этому является определённый уровень развития ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ...
---
Почитать другие статьи из раздела Николай Левашов