Павел Лавринов, 26 июля 2011
Многие уверены в разнообразии путей развития. Однако, на самом деле, есть только 2 варианта: один позволяет развиваться, другой ведёт к деградации. Без получения качественной информации, сознательный выбор сделать невозможно...
«Самый страшный враг Знания – не его отсутствие, а иллюзия его наличия» (Стивен Хокинг).
На рисунке к статье – изображение 3D стрит арт, также известное, как искусство рисования на асфальте, хотя и нарисованное на стене здания – это двухмерные художественные работы, представляемые прямо на городских улицах, создающие трёхмерную оптическую иллюзию перспективы.
XXI век ознаменовался не только восхождением Невероятных по свом Масштабам и Возможностям Знаний, к которым сегодня стремятся все нормальные и проснувшиеся от многовековой паразитической спячки люди, но и особо циничным, агрессивным насилием над правом человека идти по пути эволюционного развития. Это насилие совершалось и пока ещё совершается настолько мощно, что огромное число живущих просто превратилось в биороботов, не осознающих реальность происходящего.
Нас запихивают в искусственные рамки. Творчество и качественная информация здесь вытеснены массовой культурой и развлечениями на уровне алкогольных посиделок и компьютерных игр. Даже в кинотеатрах нас превращают в жвачных животных, «милостиво» подсовывая вредоносные продукты. И мозг человека в таких условиях атрофируется до уровня разумного животного. Это делается сознательно паразитическими силами с целью превращения планеты в свои пастбища по выращиванию рабочей силы. И только для себя паразиты оставляют право на развитие в том смысле, как они это понимают.
Именно под этим прессингом и формируется сегодня мировоззрение людей. И именно поэтому так важно сегодня распространение качественной информации (пример 1, 2, 3, 4), которую ещё думающий человек и растущий ребёнок способен превратить в Знание.
Теорию Решений Изобретательских Задач (ТРИЗ) по праву можно отнести к информации качественной, так как в ней нет умозрительных постулатов (особенно политически заказных), а все предложенные правила и законы основаны на реальных фактах и проверены на практике, я уж не говорю об их эффективности.
Данная статья посвящена очень маленькой частичке интереснейших с моей точки зрения «тризовских» знаний. Но именно из таких частичек и складывается общая мозаика необыкновенного взаимодействия человека не только с природой, но и с таким явлением, как искусственно создаваемая среда.
Начну с просьбы: «Вспомните, какое слово, произносясь очень лично к конкретному человеку, тем не менее, применяется к очень многим людям?». Свой ответ я приведу ниже.
Стоп! Остановитесь! Не спешите читать дальше! От этого зависит… А собственно, что от этого зависит? Но именно здесь, на этом моменте можно отследить очень и очень многое. Обратите внимание, как вы прочли мою просьбу и как на неё отреагировали? Ведь автор не вправе запретить вам любые действия во время чтения, но…
– Вы по инерции читаете дальше, не особо вдумываясь в мою просьбу.
– Вы прошмыгнули дальше, желая получить обзорное представление о статье и её содержании, не тратя лишнего времени. Да и вопрос вас не заинтересовал.
– Ответ возник мгновенно. Все составляющие просьбы выполнены. «Так, ну и что там дальше?»
– Просьба затормозила. Блин, ну как в школе. Что за напряги? Дай ответ и не «мусоль» тему.
– Надо же. Или у меня голова тупая, или у автора умная. Ничего в голову не лезет. А может всё наоборот? Ладно, что там дальше…
Отследите свою реакцию на мою просьбу. Запомните её или запишите. Мне нет смысла многогранно придумывать её за вас. Это может быть интерес, безразличие, раздражение, возникшее напряжение, целый ряд мыслеобразов или ассоциаций. Зачем это нужно? Это один из элементов развития осознания. Здесь даже можно отследить, где реакции ваши личные, а где автоматические, насаженные извне. Это ещё и своеобразный мини тест, насколько вам интересно изобретательство, и на каком уровне творческого мышления вы находитесь при чтении данной статьи. Учтите, что я не ставлю себя «выше крыши». Просто я хочу донести определённый тип информации, надеясь, что она у заинтересовавшихся и ещё не знакомых с ТРИЗ читателей превратится в капельку Знания. Это ещё и обучение быть честным хотя бы для начала с самим собой.
А ещё это было предисловием к раскрытию таких необходимых в ТРИЗ понятий, как вектор инерции и термины, о которых и пойдёт речь дальше.
Вектор инерции – это фактически психологическая инерция. Для изобретателя (да и не только) – это геракловы цепи (то есть очень и очень крепкие), не дающие ему возможности находить качественные решения для поставленных перед ним задач.
Ведь не секрет, например, что все мы привыкли открывать дверь руками. И «бедные» японцы что только ни придумывали, чтобы облегчить офисное передвижение своих сотрудников, руки которых постоянно заняты кипой бумаг: здесь и автоматизация от датчиков движения, и ножные подставки, при нажатии которых электронные механизмы открывают двери, и ещё целый спектр «культурных» идей, требующих иногда немалых дополнительных вложений. Каково же было их удивление, когда русский спросил: «А в чём, собственно говоря, проблема?», – и предложил буцать дверь ногой. Почти идеальное решение, требующее минимальных затрат на защиту двери от «нахального буцания» и на её возврат в исходное закрытое положение (кстати, не требующее никаких пружин, но об этом подумайте при желании сами – ответ вполне прост).
А если в качестве защитного буфера двери ещё и разместить манекен ненавистного начальника, призванного у японцев снимать психологическое напряжение через физическое избиение манекена, то у дверей появляется ещё и дополнительная социально полезная (по представлениям японских психологов) функция (идея, между прочим, не запатентована, хотя это только моё предположение и «шутка» – было бы что патентовать. На памяти осталась информация, когда японцами (хотя я могу и ошибиться) за пару миллионов долларов был выкуплен журнал «Техника-молодёжи» (в котором содержится огромный фонд народных идей), а мы удивлялись при этом, какие они глупые – столько денег заплатили…).
В Америке у выпускников школы принято на прощание, перед выпуском, устраивать розыгрыш, чтобы этих выпускников надолго запомнили. Вот самый легендарный случай: в школу запустили трёх поросят с нарисованными номерами 1, 2 и 4. Администрация школы потом несколько дней искала свинью под номером 3.
Инерционность мышления не обошла стороной и анекдоты:
– Брежневу звонят по телефону (был такой политический лидер). Он поднимает трубку и говорит: «Дорогой Леонид Ильич слушает».
– Доктор, а я смогу после болезни играть на скрипке?
– Конечно сможете!
– Как хорошо! А то я раньше совсем не умел.
– От всего народа – спасибо!.. За других не знаю.
Судья спрашивает четырёх индейцев, убежавших из тюрьмы:
– Скажите, почему вы убежали?
– Сидим мы в тюрьме день, второй, третий. На четвёртый день индеец "Острый глаз" заметил, что одной стены нет.
Плачущий мальчик останавливает на улице прохожего:
– Дяденька! Вы не видели женщину, которая шла без меня?
– Официант, можно мне кофе?
– Да откуда я знаю, можно вам кофе или нельзя!..
То, что в нашем мышлении инерционность присутствует, можно отследить и по нижеприведённым задачам. По ним можно отследить и качество этой инерционности, то есть, в каком направлении вы размышляете, какими способами пытаетесь решить задачу, каким уровнем познания ограничено ваше мышление. А задачи состоят в следующем.
Отвечайте быстро и не задумываясь:
– На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках?
Если ответили быстро и не задумываясь, то перепроверьте себя ещё раз, но уже не спеша и вдумчиво. Свой ответ я приведу ниже.
Вторая задача, в которой можно уже и не спешить, выглядит так:
– Есть две соседние комнаты, в одной три лампочки, а в другой три выключателя, по одному для каждой лампочки. Человек находится в комнате с выключателями и лампочек не видит, хотя часть комнаты и видна. Какие действия нужно произвести с выключателями, чтобы потом зайти в комнату с лампочками и точно сказать, какой выключатель какой из лампочек управляет? Перейти из комнаты в комнату, можно только один раз. Свой ответ я опять таки приведу ниже.
Кстати, термин «вектор инерции» хорош уже тем, что звучит как некий ограничитель направления, – мыслить только сюда (не думай о красной жабе!) и никуда более, – выступая в роли предупредительного знака «Осторожно!». Именно поэтому без него в изобретательстве «не обойтись». Это как при болезни необходим диагноз, иначе правильное лечение невозможно. А уж на излечивание от этой болезни у тризовцев сегодня придумано немало вполне эффективных способов. Перечислю некоторые:
– Курс РТВ (Развитие Творческого Воображения), включающий в себя механизмы ухода от терминов, методы психологической активации мышления, метод РВС (Размер, Время, Стоимость), ММЧ (Метод Маленьких Человечков), понятие ИКР (Идеальный Конечный Результат), работу с фантастикой.
– Законы развития технических систем.
– Типовые приёмы устранения технических противоречий.
– Стандарты на решение изобретательских задач.
– АРИЗ (Алгоритм Решения нетипичных Изобретательских Задач).
– Вепольный анализ (практически – это графическое представление разбираемых задач).
– База эффектов (административных, технических, химических, физических, геометрических и других).
– Методы решения исследовательских и научных задач.
– ФСА (Функционально-Стоимостной Анализ).
В реальности всё выше перечисленное является также полноценным инструментом для решения изобретательских задач, вплоть до научных открытий.
Прежде, чем продолжить дальше, хочу частично выступить в защиту психологической инерции, которая всё-таки на бытовом уровне позволяет нам не придумывать каждый раз новые способы умывания или одевания, а также спасает при общении со множеством посторонних людей без возникновения излишних конфликтов. И это не учитывая механизмов передвижения, сна и вообще целого ряда физиологических потребностей, где «привычка – второе счастье».
Обратите внимание, что с одной стороны психологическая инерция вредна, а с другой – без неё нам не обойтись, и она очень полезна, создавая автоматизм действий. В ТРИЗ такое двойственное состояние принято обозначать термином «противоречие» («Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть они сначала докажут», – смеялся Жванецкий). Это очень важный термин, так как на основе его понятия развёрнуто множество инструментов для решения изобретательских, исследовательских и научных задач. Но об этом – в других публикациях (ссылка 1, 2) и будущих статьях.
А пока – о терминах. При решении творческих задач они вредны, часто уводя изобретателя в сторону усложнения, а не упрощения системы. Что поделаешь – диалектика развития: с одной стороны термины полезны, с другой – сами понимаете.
«Психологами было однозначно доказано: наше восприятие зависит от установок и стереотипов нашего сознания. Человеческое восприятие избирательно. Соответственно, избирательно на начальном творческом этапе и изобретательское восприятие. Такая избирательность формируется в процессе социализации – «врастания» подрастающих поколений во взрослый мир…»
– Оля, скажи: «часы».
– Будильник.
– Ты чья дочка?
– Мамина и папина!
– А для дедушки ты кто?
– Внучка!
– А для бабушки?
– Красавица!
– Катя, назови своего лучшего четвероногого друга.
– Кровать.
У детей высокий уровень творческого начала и незакомплексованности, но именно из этого мира к нам приходит психологическая инерция (а как же иначе?). Вместе с инерцией марширует и парад терминов. Каждый термин несёт в себе смысловую и образную нагрузку, облегчая стандартные проявления поведения, нацеленные на упорядоченность и выживание, и усложняя решения творческих задач, где по своей сути должны преодолеваться границы познанного. Для изобретателя термины – смерти подобны.
Вот как о терминах в этом году на встрече 25 июня с читателями высказывался Николай Викторович Левашов: «Я в своих книгах минимально использую терминологию. Вы, наверное, обратили внимание. Потому, что терминология не нужна. В частности, за терминологией прячется полностью невежество. Но некоторые понятия, допустим электрон, атом, звезда, чёрная дыра, белая дыра так сказать, ну и так далее, я использую, потому, что уже простее, проще понятия не существует…»
Можно, конечно, вообще отказаться от терминов, перейдя на так называемый телепатический (мысленный) способ общения. Причём он реально существует, и некоторыми людьми (читай «Зеркало моей души») успешно применяется. Однако сегодня таким способностям в массовом порядке ещё не обучают. Поэтому сегодня слова – это основной механизм коммуникации между людьми. О свойстве самих слов многие уже знают. Например, «Рус» и «русский». «Рус» – именительный падеж, «русский» – прилагательное, хотя это самая упрощённая характеристика слов, навязанная нам социальным паразитизмом для увода от основ Славяно-Арийской Цивилизации. Мы, желая передать какую-либо информацию другому, сначала формируем в уме некую картинку или процесс, а затем описываем всё это словами. Чем точнее для собеседника подбираются слова при передаче своих мыслей, тем правильнее (согласованнее) эти мысли будут им восприниматься.
– Первое место на конкурсе диссидентов получил сантехник Петров, сказавший: «Э, да тут не кран надо менять, а всю систему…»
– Мама, а правда, что у каждого ребёнка должен быть отец?
– Правда, сынок.
– Тогда почему в нашей семье три ребёнка, а папа только один?
Молодой человек говорит владельцу кабаре:
– Я массажист, за 100 евро в месяц готов массажировать ваших танцовщиц.
– Отлично! Заплатите деньги в кассу и можете приступать!
– Мне хотелось бы купить книжку, – говорит покупатель.
– Что-нибудь лёгкое?
– Это неважно. Я на машине.
Всем известен термин «чайник». Однако с лёгкой руки компьютерного мира в нём стали не только кипятить воду, но и обозначать через него уровень «юзеров», то есть тех, кто не разбирается в рассматриваемой теме. А теперь представьте себе, что вас просят закипятить чайник, а вы на своей компьютерной волне пытаетесь понять, как же вам это сделать с конкретным человеком? «Поняв», что это невозможно, вы или отказываетесь от задачи, или идёте по ложному пути решения.
Сейчас самое время вспомнить, какое слово, относясь очень лично к конкретному человеку, тем не менее, применяется к очень многим людям? В каком то смысле, даже это – изобретательская задача, ведь решение сразу не приводится. До середины XX века (не учитывая Славяно-Арийскую Цивилизацию) все задачи решались методом перебора вариантов (Метод Проб и Ошибок (МПиО)). Сегодня можно использовать тризовский инструментарий, ведь в задаче присутствует противоречие: слово имеет личную характеристику человека, и, тем не менее, относится ко многим людям.
Воспользуемся устранителями противоречий 2, 3 и 5, предложенными в своём уроке Игорем Кондраковым. Человеку присвоим качество С (личная характеристика), а надсистеме, то есть многим другим людям, присвоим качество не-С (в противоположность личному – это общая характеристика). Как это не покажется странным, но в этой задаче я прошу сформулировать термин, а не избавиться от него. Такие процессы тоже происходят для краткого обозначения чего-то нового.
Возвращаясь к задаче, воспользуемся 5-м приёмом, где в одних взаимодействиях (в одних условиях) человек проявляет свойство С, а в других – свойство не-С. При этом проявление свойств С и не-С не требует изменения самого объекта. Итак, человек не меняется, но, взаимодействуя с одними, имеет личную характеристику, а взаимодействуя с другими – общую. Ответ практически напрашивается сам. Можно, конечно изобрести свои термины, но в обществе они уже присутствуют. Как вы понимаете, это не одно слово, а даже несколько: мама, папа, бабушка, дедушка и так далее.
Безусловно, что чем проще задача, тем быстрее и легче приходит ответ. Иногда это происходит на интуитивном уровне. Однако, чтобы это происходило, у человека должен быть развит аппарат мировосприятия (то есть другие материальные тела, участвующие в творческих процессах). В одной статье обо всём не расскажешь. Как и не научишь всей базе инструментария, имеющегося в ТРИЗ. Но, дорогу осилит идущий (и ищущий).
Если кто-то ещё не получил ответа на задачу, сколько будет пальцев на 10 руках, если на двух их 10, то уточняю, что не 100, как многие отвечают чисто по инерции мышления, а 50, так как на одной руке – 5 пальцев (мутантов не учитываем), а 5х10=50.
Что же касается задачи с выключателями, то мой ответ такой: включаем один выключатель и идём в соседнюю комнату определять горящую лампочку. Осталось 2 потухших лампочки. Выкручиваем или разбиваем любую из этих двух и возвращаемся к выключателям. Будет светиться только неразбитая лампочка из двух, оставшихся неопределёнными. Если кто-то скажет, что разбивать лампочку нельзя, то покажите мне это в условиях задачи. Именно такие моменты и ограничивают изобретательскую мысль и возможности. Это и называется инерцией мышления.
Так что же всё-таки делать с терминами? Избавляться от них или нет?
При решении задач – однозначно избавляться. Как это делается? Через определение их главной сути, главной функции, какой обладает термин в рассматриваемой задаче. К примеру, «адресат» расшифровывается, как тот, кому предназначено сообщение, или получатель сообщения. Но такая расшифровка для изобретателя является тем же термином, ограничивая нас нацеленностью на «сообщение». И мы начинаем представлять себе именно сообщение, а не что-либо ещё, не подозревая, что попали в липкую паутину терминологической инерционности. Поэтому, избавимся от слова сообщение, оставив только «получатель». Итак, адресат – это получатель. Но ведь и почтовое отделение получает, пусть и на короткое время являясь получателем. В чём же различие? В использовании. У почты такого права нет. Тогда, адресат – это пользователь. Именно этим словом имеет смысл оперировать при решении возможной задачи с присутствием адресата.
– Алло! Я туда попал?
– Нет, вы попали не туда. Вас послать куда надо?
Мама – сыну:
– Ты кота покормил?
– Он воды поел…
Пока всё, до следующих встреч и творческих всем успехов...
--- Источник: http://ru-an.info/news_content.php?id=969 ---
Дополнительные ссылки: Мидгард-Инфо ... |